среда, 21 мая 2014 г.

Трамваи Цюриха и не только

Трамваи - один из основных видов транспорта во многих европейских городах. В 370-титысячном Цюрихе это самый главный транспорт, который обслуживает весь город (есть несколько автобусных и троллейбусных линий, но они или неосновные, или на периферии). В конце XIX века появились конки, которые вскоре вытеснились электрической тягой.

Новейшая модель трамвая. 1 вагон, 35 метров, 5 секций на "гармошках".

Днём каждый маршрут отправляется каждые 8 минут. Транспорт ходит примерно с 5 утра до часа ночи, по пятницам и субботам есть и ночные маршруты (да, специально развозить алкоголиков из баров). Ежедневно, как гласит рекламный плакат, ZVV (местная транспортная компания) откатывает расстояние, равное 2.4 окружностям Земли (я прикидывал, цифра реалистичная). Как ни удивительно, но, даже несмотря на то, что на центральных станциях трамваи идут каждые 2 минуты, система с графика не сбивается. На всех дорогах трамваи обладают безусловным приоритетом, и машины с длинными металлическими червяками спорить не пытаются.

Аварии, конечно, случаются, но трамваи в течение 10-15 минут перенаправляют на другие конечные станции, не допуская заторов. Крупнейшей проблемой за последний месяц-другой было, когда на одной из веток посреди рельс встал верблюд (!, ну вы поняли, типичное животное Альп), которому приспичило поесть именно эту живую изгородь вдоль дороги. 
По статистике, опубликованной полгода назад в газете Zwanzig Minuten, цюрихские трамваи попадают в ДТП с травматичным или летальным исходом пассажиров 1 раз на 500 000 км пробега, и по этому показателю устойчиво занимают первое место в Швейцарии (как самые опасные).

Среди водителей транспорта весьма много женщин. Кстати, местные девушки-машинистки вполне в состоянии починить сломавшийся трамвай за несколько минут. 
Прошлое трамваев Цюриха.

В городе есть музей трамваев, устроенный из старого депо.

 Фото музейной фотографии 1890 года. Первые конки.

Эта модель трамвая выпускалась с 1900 по 1931 год. Длина - 9 метров
Весьма аскетично внутри.

У ранних трамваев звонок был настоящим колокольчиком.
Он приводился в действие ножной педалью.
Что интересно, в ныне ходящих "старых" трамваях эта "кнопка" тоже есть. В тех случаях, когда кабина демонтировалась, чтобы расширить салон, кнопка оставалась, и ей вполне можно позвонить. Я вот не сразу осознал связь между шишечкой на полу и звонком трамвая.
Нет, местные не балуются.

Трамвайный почтовый прицеп начала XX века.

В музее есть отдельная витрина, посвящённая макетам нетиповых трамваев
Например, этот рекламный трамвай - тюбик зубной пасты, ходивший в 1939 году

Или этот трамвай для мойки улиц.
Тоже музейное фото 1910 года

А вот этот трамвайчик ходит по Цюриху сейчас. Он не соблюдает никакого расписания и не останавливается на остановках (и не спрашивайте меня, как он вписывается в двухминутные интервалы). Трамвайчик переоборудован в бар (я его называю "алкотрам"), и его можно заказать для дня рождения или ещё чего-то. Мне интересно, есть ли у него опция "оставить перебравшего клиента на случайной конечной"?
Иногда в нём сервируется традиционная кухня кантонов Швейцарии или даже других стран (например, суши)

Техническая сторона

Пути

Вот так выглядит современное депо. Я в него даже случайно зашёл один раз.

Ещё немного оптимизации: поскольку улицы не очень большие, для автострады построена эстакада, под которой ездят трамваи. Эта эстакада плавно переходит в двухэтажный мост над рекой.

Регулировка движения

Вот так выглядит трамвайный светофор. Рыжая галочка сверху указывает, куда сейчас переключены рельсы на стрелке. Что интересно, эти же светофорчики местами дублированы и для автомобилистов, чтобы они понимали, куда поедет трамвай. С учётом длины трамваев, они очень сильно ограничивают манёвры.

Строительство путей

Вот так выглядит современный грузовой трамвай.
Трамвай-бульдозер

Модели-инсталляции дорожного строительства
 И вот так ремонт путей выглядит на самом деле. Трамваи не перестают ходить, даже когда секции рельсов по метру длиной висят в воздухе. Как - не знаю.

Управление трамваем

Пульт управления трамваев тогда ...
... и сейчас

В одну из технических ям можно спуститься и посмотреть на трамвай снизу. Там даже всё подписано.

Информационная система

Она реально очень крутая. Во-первых, все трамваи непрерывно передают своё положение в "центр". Потому на любой центральной остановке, снабжённой табло, постоянно обновляется время до следующих трамвая с учётом всех отклонений.
В случае любых аварий по сети мегафонов на всех остановках и по громкой связи в общественном транспорте объявляют об изменениях.
В каждом трамвае (и автобусе-троллейбусе) есть ж/к мониторы, на которые транслируется информация о следующих остановках и пересадках (со всеми обновлениями). Справедливости ради, скажу, что нередко какой-нибудь из экранов не работает, но чтобы они показывали неправильную информацию - не видел ни разу.

"обычный" режим экрана.
Да, у каждого трамвая свой цвет маршрута, что очень удобно 
(говорю как человек с очень плохим зрением). 
PS: номера на S - это пригородные электрички.
Режим показа пересадок. Обновляется по сети централизованно, т.е. это с учётом всех изменений и опозданий.

Оплата проезда.

 В начале прошлого века трамваи были снабжены кондукторами с такими вот "картриджами" для монет.
Сейчас никаких кондукторов нет, более того, билеты проверяются крайне редко - в среднем, я сталкиваюсь раз в месяц. Но штраф за безбилетный проезд составляет в первый раз 100 франков (почти 4 000 рублей), во второй - 200 франков и так далее до неизбежного осознания.

Сейчас на каждой остановке есть вот такой вот билетный автомат. Принимает монеты и карточки (но только с чипами). Неработающих не видел ни разу.
Яркое цветастое пятно над дисплеем - карта кантона. С этого автомата можно купить билет в любой другой город или село этой маленькой страны.
Справа - схема транспорта и расписания. Тоже есть на всех остановках. 
Случаев вандализма не видел ни разу.

Суточный билет на весь транспорт Цюриха с неограниченным количеством поездок стоит ~9 франков, что довольно дорого. Долговременные карточки стоят значительно дешевле. Например, моя годовая с полным безлимитом стоила 531 франк или 18 000 рублей, что соответствует ценам на годовой московский единый.

Несмотря на такую стоимость проезда, зарплаты у машинистов (как их тут называют, пилотов трамваев) весьма высокие (пруф): от 5083 франков в месяц при возрасте до 29 лет до 5753 при возрасте от 50, к которым полагаются всякие бонусы типа AG - бесплатного проезда по всей Швейцарии.

Настоящее трамваев Цюриха.

Как выглядят трамваи нового поколения, читатель уже видел на первой фотографии. А вот так выглядит предыдущее поколение:

Эти трамваи производились в 1970-1980-х годах (конкретно этот экземпляр эксплуатируется с 1977 года) местной компания SWS, существовавшая с 1895 по 1985 гг. Она построила значительную часть ж/д (и трамвайных) вагонов и локомотивов Швейцарии, после чего была закрыта под протесты рабочих и местных жителей (но она стала нерентабельной как раз из-за конца рынка сбыта и дороговизны производства в Швейцарии). Сейчас парк строится швейцарцами по лицензии и при контроле Bombardier transportation компанией ALSTOM Schienenfahrzeuge AG.

Да, трамваи гордо покрашены в цвета герба кантона.

 В каждом трамвае швейцарского производства есть такая табличка с графиком обновлений-перестроек.

 А вот так эти трамваи "допиливали" в начале 2000-х. Встраивалась центральная низкопольная секция, адаптированная для инвалидов.

 Вот так эти трамваи выглядят изнутри. Что удобно - если ты сначала запрыгнул, а потом думаешь, куда, то ты можешь сразу увидеть, куда трамвай едет.
Над проходом видна "спинка" ж/к дисплея. Да, этому трамваю 37 лет эксплуатации.
Интерьер новой модели (той, что на самом первом фото).

Реклама.
У компании ZVV эпичнейшая реклама, которую можно смотреть ооочень долго. Вот пара примеров (источник - http://coloribus.com). Идея этих плакатов - "один билет на всё", то есть в пределах оплаченных зон можно ехать на любом транспорте, будь то автобус, троллейбус, трамвай, поезд или даже паром.

Почти трамваи.

Грань между трамваями и пригородными поездами в Цюрихе очень зыбкая, тем более, что по одному и тому же билету можно ехать на чём угодно (в пределах тарифных зон, разумеется).
Например, эта пригородная электричка S18 спокойно ходит в городе по трамвайным путям:
Что означает этот букетик, я так и не понял...

Ещё один пример трамвая-электрички к телебашне и парку

Особо любящим паровозики предлагаю посмотреть специальный сайт по швейцарским ж/д составам - http://www.bahnarchiv.ch/webgate/.

Фуникулёры

В Цюрихе есть пара фуникулёрных линий, также включённых в общую транспортную систему.

Фуникулёр Polybahn, работает с 1889 года, длина пути 176 метров, подъём 41 метр.

Да, вагончики прямо такие наклонные, и платформы представляют собой лестницы.
Этот фуникулёр вообще забавный. Он сделан по принципу часов с гирьками (только кукушки не хватает): на маршруте два вагончика, привязанные к двум концам одного троса. Механизм просто травит трос туда-сюда.
 Вот так вот устроен разъезд. Это статичная стрелка (если честно, не вполне понимаю, как вагончики направляются между ветками). В середине тот самый трос, который их перетягивает. Вагончики рассчитаны на 50 чеовек.

Фуникулёр Dolderbahn открыт в 1895 году, в 1973 переоборудован под зубчатую железную дорогу (cog rail). Длина пути 1.73 км, подъём 162 метра.
Центральный путь - это зубчатка, по которой карабкается вагончик
Интересно устроены стрелки -  с полным поворотом сегмента путей.


Трамваи в других европейских городах и странах.

 Ультрафутуризм Берна (ну у ребят столица, им можно). Это всё один вагон. 7 секций.
Кстати, что очень удобно, и с обратной стороны всех трамваев есть табло с номером маршрута.

 Базель (старый трамвай). Почему-то этот трамвай у меня устойчиво ассоциируется с подводной лодкой.

 Лозанна. В Лозанне, кстати, есть даже полторы ветки метро (читать: закопанный трамвай), поезда на которых ходят без машинистов.

 Милан (старый трамвай)

Стокгольм (старый трамвай)

И, наконец, Прага
В Чехии находится Шкода - один из главных производителей трамваев.

PS: особо подчёркиваю, что меня никто ни разу даже не арестовал за фотографирование трамваев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий