воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Кругокавказия - 2: Турция

Вторая поездка по Кавказу подходит к концу. Позади остался Нагорный Карабах, Армения и Грузия. Осталось, по сути, только доехать до аэропорта вылета - до Стамбула. Этот выбор обусловлен был тем, что через него всё равно летят все самолёты, потому можно за минимум денег проехать немного по земле и посмотреть Каппадокию.

2 января. Ризе.

Спустя пару сот метров по решётчатым коридорам попадаешь к КПП. На прошлом КПП у меня закончился очередной разворот паспорта, и я прошу поставить турецкий штамп на 24-ую страницу. Этот разворот широким жестом загасил иорданский пограничник, а я не могу без нужды расходовать чистые развороты.

После паспортов – таможня. Сидящая девушка смотрит на меня южным горячим взглядом. Интересная закономерность: чем мне хуже, тем больше внимания оказывают мне девушки.  И это даже не жалость...

Граница Турция-Грузия

Выходим из пограничного пункта. С грузинской стороны около пункта стоит церковь, здесь же взгляд сразу упирается в мечеть. Нежно-голубое море, переходящее в розовую зарю. Утренняя тишина, смазанная толчеей на границе.

На всех местных маршрутках написан местный вариант фразы
"Спаси и сохрани"

Отсюда надо как-то уезжать. В этом нам помогает Рой (так зовут нашего голландца, с которым мы познакомились в Грузии). Мы садимся в какую-то маршрутку и едем в ближайший городок. Там Рой идёт с нами на автостанцию и покупает на нас на всех билеты на Анкару (нам с ним по пути). Очень помогает, что он говорит по-турецки. Не очень хорошо, но вполне достаточно для объяснения. Вот тут я сделал ещё одну большую ошибку. Нам-то надо в Невшехир, город рядом с долиной Гёреме, но батумские водители так единодушно меня убедили, что прямых рейсов нет, и можно ехать только через Анкару, что даже как-то после вчерашнего дня и 2 часов сна не пришло в голову спросить.

Утро туманное

Идём гулять по городку Хопа (Hopa). Он расположен на берегу моря, но пляжей тут почти нет. Море отделено от населённой части автострадой. В полукилометре от береговой линии уже воздымаются горы, заросшие лесом. Идём по какому-то просёлку. По обочинам и во дворах растут многочисленные мандариновые деревья, много мандаринов валяется и прямо на земле, так что можно их наесться и набрать с собой. В какой-то момент к нам привязывается пёс, который, немного погуляв с нами, уходит по своим делам.

Хопа (Hopa)
Пацаны с района охотно идут на контакт
 Обсыпные мандарины. Что здесь, что под Батуми.
Специальное растение, с которым можно поговорить про нежность и любовь к ближним.
Если кто-нибудь поможет определить, буду признателен!
Бельё тоже спокойно сушат на улицах
Студентки местного института

Вскоре мы уже обошли вокруг этого городка. До нашего автобуса ещё полдня, и я настаиваю на том, чтобы ехать в соседний город Ризе (Rize). Не знаю, почему, но мне что-то припёрло туда поехать. Ладно, берём и едем. Я сразу же отключаюсь в сон. Остановка. Дёргаю головой. Что я и где я? А, мы уже в Ризе. Это большой город, расположенный, как и Хопа, в устье межгорной долины, выходящей к морю. Возле самого берега по эстакаде проходит автострада, далее расположен город. Оставляем, как и в Хопе, рюкзаки под присмотром работников автостанции, и отправляемся гулять.

Ризе уже большой город, наполненный людьми. Этим он резко отличается от пустынной Хопы. Проходим по многолюдным улицам. Что очень сильно бросается в глаза – многочисленные чистильщики обуви со специальными столиками и наборами средств. Перекусили в какой-то забегаловке, а потом пошли к окраине города. По одной из улиц поднимаемся в горы. Я замечаю на вершине горы на противоположной стороне долины какие-то серые контуры. Сразу определяю это как крепость, которую мой автопилот требует немедленно посетить, но ребята почему-то не согласны, а голландцу лениво тащиться наверх. Приходится начинать издалека «ну ребят, ну тут тупик, ну давайте на тот борт долины, там веселее».

Агитация за здоровый образ жизни повсеместна в Ризе
Не всегда удаётся снять скрыто...
 Фортификации

Вскоре уже эта дорога заканчивается, упираясь в какие-то ворота, и нам действительно не остаётся ничего, кроме как разворачиваться. Весьма кстати подвернувшаяся местная указывает нам спуск вниз. Начинаем спускаться. Тропинка приводит к очень крутой и очень длинной лестнице через какой-то низкорослый кустарник. По типу зарослей он напоминает самшит, только не в виде отдельных изгородей, а площадного распространения. Его же мы видели в Хопе, но так и не поняли, что это такое.

Первые подснежники в низинках
Вот так вот выглядят чайные плантации и лестница через них

Наконец, внизу. Проходим немного по дороге. Около одного из домов видим пару местных, которые на газовой горелке чифирят чай. Рой сразу начинает с ними общаться. Нам выносят табуретки и чашки. Сидим. Припекает солнце, которое бьёт прямо в заспанные глаза. Но чай очень хороший и вкусный, какая-то травяная смесь. Заодно выясняется и то, что выращивают на склоновых плантациях. Это чай.

Местные делают чай. Внизу - газовый баллон, затем чайник с кипятком и заварка на водяной бане

Спустя некоторое время Рой наговорился, и мы начинаем подниматься вверх. Прямой дороги к верху нет, и в какой-то момент мы начинаем напролом переть через какие-то дворы и задворки, благо всем глубоко безразлично. Вываливаемся на дорогу и уже по ней подходим к крепости. Уже видно несколько уровней стен. Это действительно крепость, состоящая из двух частей. Внутренние укрепления относятся, сообразно табличкам на входе, к первой половине VI в.н.э., построены во времена византийского императора Юстиниана, а внешние – к началу XIV в. Конечно, она гораздо моложе крепости около Батуми, но, в общем, тоже неплохо так.

Видимо, каждый уважающий себя турок не в своей тарелке без своей тарелки.

Фортификации весьма внушительные и в один кадр не влезут. Это уже внутренняя крепость. Внешняя - вокруг нас.
Красота...
 В Турции очень много кошек.

Вторая пушка, между прочим, произведена в Российской Империи на Обуховском заводе. Возможно, в 1886 году.

С крепости открывается великолепный панорамный вид на всю бухту. Погода стоит просто замечательная, и тут, под ветерком и в сени деревьев, начинающее припекать солнце совсем не чувствуется.

Спускаемся в город. Мы идём по одной из дорог к крепости, которая проходит через мечеть и мусульманское кладбище. Каждый могильный камень завершается статуэткой-бюстом с тюрбаном на голове. Из его толчеи выходим на берег Чёрного моря. С пляжами тут никак, можно только проползти до водички по каменным глыбам волнолома.

Уже 5 вечера, скорый зимний день подходит к концу, и мы начинаем идти в город. У Кати возникла аппаратная несовместимость с утренним пирожком, что мотивирует к поискам уборной. Тут нас снова очень выручает Рой, который говорит «а, тут есть целая сеть бесплатных туалетов. Больницы!». Честно сказать, я немного удивлён, что нам можно будет прямо так с улицы зайти, но мы послушно следуем за голландцем.

Больница. Честно сказать, я испытал культурный шок. Увиденные нами сейчас городки оплотом чистоты и комфорта назвать, мягко говоря, затруднительно. Главный вход больницы встречает широким скатом для колёсного транспорта. Весь интерьер, керамгранитная плитка на полу, евроремонт по стенам, очень чистый, везде хорошее освещение. Никаких окошек регистрации тут нет, и мы уже совсем скоро перед туалетом. Он тоже на грани фантастики. Мыло, туалетная бумага, чистота. Приводим себя в порядок и выходим.

Теперь мы проходим в какое-то кафе. С цивильным общепитом тут весьма туго, всё больше фастфудов, а всё-таки хоть раз в день, да нормально питаться надо. Интерьер, весьма приятный и кормят весьма неплохо. А вот с WiFi тут очень туго. Нигде нет. Потому приходится попить чаю ещё в одной из забегаловок, где хоть как-то ловит незапароленный WiFi.

Внутри кафе
 Наш голландец Рой.
Кстати, здесь вы можете видеть типичные кавказские и турецкие стаканчики для чая, про которые я уже упоминал.

Вскоре уже мы приходим на автостанцию. И тут я случайно замечаю, что прямые автобусы на Невшехир таки есть. Однако он ушёл полчаса назад, следующий – завтра. Придётся делать крюк через Анкару. Одно радует, хоть небольшой. Это всё-таки не от Батуми в Вардзию сгонять.

Садимся в автобус. И тут сервис на высоте. Постоянно предлагают напитки, печеньки и прочее. Во впереди стоящие кресла вмонтированы ж/к экраны, куда можно вывести, например, трансляцию с камеры, установленной впереди автобуса, и смотреть на дорогу. В автобусе есть и бесплатный безлимитный WiFi с очень недурной скоростью. Стоит всё это удовольствие невероятно дёшево 1 р./км. ($1 / 35 км). Такие цены.

Какое-то время я слежу за дорогой, но она, особенно в ночи, не отличается разнообразием. Но что радует – это качество шоссе. Оно действительно на высоком уровне.

Вскоре засыпаю.

Внутри автобуса. Ж/к дисплеи и WiFi.

3 января. Невшехир

Следующее утро. Приезжаем затемно на автовокзал в Анкаре. Вокзал занимает огромное здание с минимум двумя уровнями автобусов и множеством отдельных транспортных компаний. Голландец помогает нам купить билеты в Невшехир и уезжает куда-то по своим делам. Ещё час – и мы выезжаем в Гёреме.

Местные автобаны такие автобаны...

Начало дороги из Анкары
Местность перед Невшехиром.
На фотографиях хорошо прослеживается изменение рельефа.

Утро. Сначала едем по гористой местности, затянутой туманом. Понемногу туман рассеивается, а горы выполаживаются. Где-то на середине пути мы уже выезжаем на мелкосопочник, хотя местами и наблюдаются глубокие овраги и сопки. Уже совсем на подъезде к пункту назначения появляются и скальные стенки и первые останцы-пальцы. Проезжая через городок Гюльшехир, россыпь домиков вокруг скалы, я вижу и первый пещерный город. Современные постройки плавно переходят в древние гроты.

Дома забираются в горы...

Наконец, Невшехир. Сколько-то помыкавшись по вокзалу, попадаем на таксиста. Проблема: размер комплекса – порядка 70 км в окружности. Транспортный поток (чтобы двигаться автостопом) минимальный. Вариантов особо нет. Перед тем, как поехать, таксист идёт с нашими рюкзаками к камере хранения. Там сейчас никого нет, но он уверяет, что всё будет хорошо. Ну ладно.

Выезжаем. Проезжаем по Невшехиру. Что, кстати, в Турции радует, помимо дорог высокого качества, так это дома-новостройки. Видно, что это типовое жильё, но оно реально приятно на вид. Много декоративных элементов, разных цветов, но всё это сделано, не побоюсь этого слова, не только не аляповато, но и эстетично.

Типовая застройка в Турции. По-моему, приятная.

Сначала едем в замечательнейший бедленд. Этот термин означает территорию, настолько изрытую оврагами, что шагу ступить некуда. Сегодня я впервые увидел вживую, что же стоит за этим термином, который я узнал более 10 лет назад (да, это стало очень приятной деталькой в картине мира). Завораживающее зрелище гладких, отполированных ветром, розовых и бежевых, словно кремовых, изгибов…

Вери бэд ленд
Вери вери бэд ленд

Горшки и амулеты...

Теперь едем в пещерный город. Жёлтая трава, сухие чёрные скелеты деревьев, тропинки между ними, ведущие к коническим башням и стенам каменных останцов, усыпанных несколькими этажами окон, оставляет впечатление чего-то совсем неземного. Многие помещения до сих пор используются в хозяйственных целях. Даже отделение полиции находится в одном из таких многоэтажных останцов.

Следующий пещерный город особенен только своими размерами. Это уже именно город. Проходим по улице, где пещеры перемежаются с жилыми домами. Очень много пещер продаётся (кому нужна пещера?). В пещерах выдолблена даже мечеть и церковь.

Интересна и топография местности. Создаётся такое ощущение, что Гёреме – это возвышенность, окружённая со всех сторон равниной.

Слои пород имеют разные цвета, создавая эту кремовую
невероятную слоистость

Со скал открывается вид на равнину
Древняя церковь

Дома переходят в скалы, скалы - в дома...

ГРИБОЧКИ!!!

Едем дальше. Ещё несколько точек с видами на бедленды и останцы. Машина забирается в гору, и понемногу открывается панорама на этот загадочный и фантастический мир.

Люблю я гало... И вообще радуги люблю

Ещё немного вери-вери бэд ленда

Приезжаем в Угрюп, один из городов Каппадокии. По улочкам проходишь к замку. Ну как замку. Систему пещерных ходов в огромном одиноком останце. Пробежавшись по лестницам, попадаешь на балкон, с которого открывается вид на многочисленные овраги, перекрытых сетью домов, которые то спускаются вниз по склонам, то поднимаются вверх. Как-то очень органично эти жилища вписываются в окружающий скально-пустынный пейзаж.

овражный город...
На заднем плане - гора-замок

Уже в вечерних сумерках приезжаем к ещё одной обзорной точке.

Шапочки останцов и вулкан вдали
И сам вулкан...

Совсем скоро мы приезжаем назад на автостанцию Невшехира. Рассчитавшись с водителем, идём поесть в буфет. Дорогие цены и на редкость низкое качество. Названия блюд вообще не соответствуют тому, что тебе подают. Местные по-английски не могут даже принять заказ, потому объясняться с ними бессмысленно. Скоро уже надо забирать багаж. И тут выясняется обалденная засада. Камера хранения платная! Матерясь, плачу деньги сторожу и идём ругаться к этому таксисту. Он, естественно, уже свалил. Нахожу пару полицейских, объясняю им ситуацию. Вот они на редкость адекватные. Честно идут со мной к представителю таксистов (у них есть свой киоск на автовокзале) и с ним балакают. Просят ещё раз меня изложить проблему. У хозяина ответ просто «а, чего, я за своих таксистов отвечать не могу, не хочу и не буду. Ваши сумки – ваши проблемы». Полиция, ещё немного поговорив, разворачивается ко мне: «так и так, надо писать заявление». Понятно, что на это времени уже нет (последний автобус уже скоро), и приходится остаться не с чем. Вот это было реально очень неприятно. Понятно, что развод лохов на деньги, причём развод на копейки, по большому счёту, а осадок очень неприятный.

Едем назад. Вокруг уже кромешная тьма и ничего не видно. Вот в автобусах сервис на высшем уровне. Просто другой мир.

Приезжаем в Анкару. Рой нам предусмотрительно указал, где стоят городские автобусы. Что очень приятно, они были включены в цену билета компании Metro, на которой мы ехали из Ризе (автостанция находится совсем на отшибе). Я запускаю GPS на планшете, и мы идём на сближение с отелем. Спустя где-то 40 минут наступает максимальная близость в метров 800 и мы выходим в  ночную Анкару. Ещё немного мотаний – и уже отель Yavuz (опять, как всегда, самый дешёвый из имеющегося). Он производит очень приятное впечатление, невзирая даже на лифт без внутренних дверей (то есть да, с одной стороны от тебя скользит стенка шахты).

4 января. Анкара - Стамбул

Завтрак. Он включён в стоимость номера, представляет собой неплохой шведский стол. Едим досыта.

С утра прогулка в крепость Анкары, которая располагается в пяти минутах ходьбы от отеля. Туда поднимаешься по лестнице, идущей через парковую зону. Входим в саму крепость. Господи, ну и трущобы! Трущобы в самом худшем виде, грязные, разваленные, с недобрыми взглядами местных! Всё завалено мусором, стоит только посмотреть вниз со стен – и такое впечатление, что врагов не кипящим маслом поливали, а просто мусором из ведра. Весьма неожиданно, особенно для замка в столице…

Центр Анкары

Вход в крепость
Приличная часть внутрикрепостного пространства
 Фахверковые конструкции в центре крепости

Газон перед дворцом, чё

Поплутав по дворам, наконец находим выход. Выдох. Один большой выдох. Идём в отель забрать вещи. Сейчас нам надо успеть на самолёт в Стамбул. Невозвратные билеты на самолёт оказались, когда я бронировал, одним из самых дешёвых и быстрых вариантов (3 р./км. или <$0.1/км). Автобусная остановка к аэропорту оказывается совсем близко к нашей гостинице, и уже скоро мы на ней стоим. Автобусов идёт весьма много, и мы уже начинаем нервничать. Но вот и он. Садимся и едем. Скоро уже и аэропорт. Вот он – полнейшая противоположность крепости Анкары. Чистый, цивильный. Посередине зала ожидания – балкончик с видом на нижний этаж, где протягивается бассейн-речка со свечками и рощицей деревьев (!).

Аэропорт Анкары

Взлетаем. Небольшой перелёт – и мы уже в Стамбуле.

С трудом находим автобус в центр города. Проезжаем по окраинам Стамбула. Опять тот же контраст – красивые новостройки и горы мусора. Пока едет автобус, начинаешь понемногу осознавать огромность этого пятнадцатимиллионного мегаполиса. Проезжаем по мосту через Босфорский пролив и из Малой Азии мы попадаем в Европу.

Слева Европа, справа - Малая Азия, и Босфор между ними.

Это Стамбул.

Конечная станция. Находим метро. Поездки адовые по ценам – одна поездка – 45 рублей (1 евро или 3 лиры). Причём метро совершенно адовое. Во-первых, почти за каждую пересадку надо платить отдельно. Даже если это фуникулёр в одну станцию. Во-вторых, на схеме нарисована куча линий. Никто из опрошенных нами местных никогда не видел этих линий! Когда их тыкаешь пальцем в схему, они смотрят, как будто в первый раз видят!

Естественно, мы сначала уехали не туда. Ну как не туда. Просто там была нарисована пересадка на несуществующую ветку, которая вела к отелю. Потом мы вернулись назад, чтобы поехать в объезд. Надо пересесть на поезд? Плати жетон! Затем сесть на трамвай? Плати жетон! В первом случае мы не платили, пройдясь пешочком, а вот во втором случае пришлось заплатить: ехать довольно далеко.
Внимание! Карты города тоже врут! Они могут легко пропустить одну из двух мечетей на соседних перекрёстках со всеми вытекающими проблемами навигации!

Отель Lisa Home. Спрашиваю местных, где он находится. Никто не знает. Спрашиваю, где улица – и снова, никто не знает. К чести местных скажу, что они собирают большую кучку людей, стоит что-либо спросить. Только это всё равно не помогает. Ладно, обегав весь квартал, мы находим этот переулок. Местные, кстати, реально очень милые. Видя тебя, злого, с рюкзаком наперевес, совершенно незнакомые люди подходят и спрашивают «а это вы искали улицу такую-то?». Как они передают запрос по своей сети на такое расстояние – я не понимаю. Но это действительно очень приятно.

Ладно, нашли мы эту Cami sok. Да, читается это как «Джами», потому что “c” в турецком – это «дж», как мне удалось установить экспериментальным путём. Нет на этой улице никаких указаний на этот отель! Вообще ни одной таблички, ничего! Потом уже, по возвращении, я нашёл на e-mail письмо от отеля с инструкциями, но, сами понимаете, толку с него не было.

Ладно, надо искать другой отель. Обходим несколько отелей, от ночлежек до трёхзвёздочных. Разница только в уровне английского. В трёхзвёздочных они понимают отдельные английские слова. Отдельные. Не надо говорить предложениями. Только отдельные слова.

А так – убранство комнат одинаковое. И везде, везде, в каждом отеле в постельном белье … лобковые волосы!! Местные объясняют, что это, дескать, из прачечной такое привозят. Так и представляется турок, срезающий волосы на простыни…

Естественно, если выбирать лобковые волосы, лобковые волосы или лобковые волосы, мы выбираем лобковые волосы по самой низкой цене. За $30 (!) за ночь мы остаёмся в отеле Pamir. Название обусловлено тем, что в отель, начинающийся со второго этажа здания, ведёт крутейшая винтовая лестница.

Вечером идём гулять. Кате до сих пор плохо после булочки с мясом в Ризе, но она держится. Гуляем по ночному Стамбулу. Очень неоднозначные ощущения. Это небезопасный город. Агрессии прямой нет, но в воздух прямо пахнет возможностью неприятностей.

Ближе к центру начинаются базары и магазины восточных сладостей. Покупаю тут запас пахлавы: она относительно недорогая.

Так за пару часов мы приходим в самое сердце Царьграда – к собору Святой Софии и остальным достопримечательностям центра города. Вот тут уже всё совсем по-другому. Чисто, опрятно, и даже вполне не пахнет опасностью.
Немного посмотрев на фонтан, отправляемся в гостиницу.

5 января. Мраморное море.

С утра идём посмотреть на Мраморное море. До него полтора километра поворотов по узким улочкам. Около самого берега – полуразрушенная крепость. Времени совсем немного, и надо уже идти назад.

И это тоже Стамбул - город контрастов
В ходе естественного отбора выжили голуби "под брусчатку"
Кошки кормятся случайно упавшей рыбой...
И деловито ходят куры...

Такое оно, Мраморное море. Действительно, мраморное в утреннем тумане...

Ещё один фрагмент крепостной стены

Приходим в отель, собираем вещи и идём к метро. По левую руку, где-то в одном квартале от нас, высятся остатки крепостной стены Константинополя. С учётом того, что другой край стены мы видели в часе целенаправленной ходьбы отсюда вчера в центре города – масштабы впечатляют.

Спускаемся в метро и едем. В этот, международный, аэропорт Стамбула ходит прямой поезд. Спустя полчаса – аэропорт.

Ещё спустя пару часов – вылеты в две разные стороны.

Перед глазами проносится вся поездка. Все 5000 километров, которые мы проехали за две недели. Каждое воспоминание остаётся очень ярким, несмотря на их количество. Монастыри Нагорного Карабаха и Армении. Крепость, пещерный город и церкви Грузии. Фантастический мир Каппадокии. Радушные армяне и грузины.
Турция стоит особняком. Слишком противоречиво. С одной стороны, страна уже шагнула на передовой рубеж цивилизации (в плане бытовых удобств). Но мусор, мелкие мошенничества на каждом шагу – всё это оставляет двойственность.

Я лечу прямо над горными хребтами балкан, потом над Альпами. Сначала трясёт несильно, но уже перед самой посадкой начинается лютая болтанка. Сколько не летаю, но такое со мной первый раз. Для пущих ощущений нам выдали на обед металлическую посуду, и сейчас слышно, как по салону со звоном летают ножи и вилки.
Но ничего, самолёт всё-таки нормально садится…

Без бинокля и не понять, облака это или белоснежные вершины Альп...

Уже завтра мне на работу. Всю следующую неделю я буду себя постоянно ловить на мысли «какое счастье! никуда не ехать! Просто сидеть в офисе!». Что ни говори, но туризм - это лучший вид отдыха, но отдых лучше туризма.