четверг, 20 июня 2013 г.

Как меня продали

Оказался в центре крайне неприятной истории. К сожалению, склеилась она в одно целое уже постфактум, потому мне осталось только полдня сидеть и очаровываться от наших замечательных научных сотрудников. Расскажу уже финальную версию истории.


В августе я поеду на научную конференцию в Швецию докладывать результаты своей работы. Поскольку моя зарплата в ГЕОХИ РАН в размере 5 000 рублей в месяц не предполагала возможности оставить сбережений на достаточную для поездки сумму, пришлось искать дополнительные средства.


Побирательство: часть 1, РФФИ.

РФФИ (основной фонд финансирования естественной науки в России) с прошлого года перестал финансировать поездки молодых учёных на международные конференции: правильно, нефиг кататься. Пусть дома сидят. Ещё, не дай Бог, понахватаются там буржуазных идей или учебник какой привезут. Поэтому каких-либо простых вариантов не оставалось.

Побирательство: часть 2, шведы.

Я подал заявление на материальную помощь в организационный комитет в Швеции, указав сумму «до 500 евро» - это как раз на самолёт и проживание. Поскольку я указал свой оклад (120 евро в месяц), шведы дали мне все 500 евро, отменив ещё и оргвзнос (это ещё около 11000 рублей). За это им огромное спасибо!

Теперь, по идее, шведы должныприйти в Министерство образования и науки РФ и подать заявление на регистрациюв качестве иностранного грантодателя в России. МинОбру следует шведам отказать, поскольку тематика конференции не соответствует «приоритетным направлениям развития науки и техники РФ». То есть, по действующим нормативным документам, Россия должна отказаться от получения её молодым учёным денег, которые бы пошли на представление России же на международной научной сцене! Ни себе, ни людям.

Единственное, что меня тут спасает – что этот «грант» можно рассматривать как благотворительность на развитие науки, так что мне, теоретически, не надо даже с него платить налоги (п. 6 ст. 217 НК РФ).

Побирательство: часть 3, русские – собственно, основная часть истории.

А теперь – самое вкусненькое. Я писал диплом у двух руководителей. Сегодня один из них мне сказал: «ты знаешь, я планировал, что ты поедешь за счёт стимулирующей надбавки молодым научным сотрудникам по линии Академии Наук» (то есть я должен потратить прибавку к зарплате не на себя, а на институт). «Но финансирование отменили в пользу академиков» (поддержка молодых учёных – наше всё!).

Шеф даже не стал предварительно узнавать у меня, поддержали ли меня шведы: «Поэтому я переговорил с академиком Когарко, и мы решили …». Даже когда я сказал, что деньги у меня есть, он не изменил своей схемы.

Расскажу краткий смысл, до чего они там без моего ведома договорились. Восстановил только уже после всего, по отдельно сказанным фразам.

Меня оформят на 1/2 или 1/10 ставки (да, это не опечатка, одну десятую) на один месяц, чтобы выплатить типа-зарплатные деньги, которые я потрачу на компенсацию своих расходов на конференцию. Саму же зарплату мне надо будет вернуть академику (это пара тысяч рублей, не более, но всё равно жалко для молодого специалиста).

Профит для шефа – у него студент уже защитился, теперь можно и у академика бонусов получить (увеличить свой рейтинг надойности и покладистости, видимо). Опять же, межлабораторное сотрудничество и пятое-десятое. Заодно отметит в отчёте лаборатории, что результаты представлены на конференции - это и ему финансово выгодно. Особо альтруизма в таком договоре со стороны шефа нет.

А в отчёт академику идёт (1) у нас вот студент с магистерской защитился (т.е. меня вставят в отчёт два раза (!) – в лаборатории шефа и академика – приписки в чистом виде!) и (2) участие сотрудников их лаборатории в международных мероприятиях. Это, в свою очередь, ей нужно для получения нового денежного контракта и успешной сдачи отчёта (никаких идеалов, только золотишко), о чём она говорила прямым текстом. Часть текста диплома просто станет одной из глав её отчёта. И ей, одно из ограничений, обязательно нужны студенты - типа, привлечение молодых работников.

Бухгалтерия и отдел кадров уже согласились - тут всё быстро, за 10 минут решается. Тем более, что и для искусственного накручивания рейтинга института это выгодно.

В общем, всё чисто и складно. 100% законно. Только меня не покидает ощущение, что меня просто продали-передали красивой блёсткой в отчётик, мнения которой никто даже не потрудился узнать. И да, дико противно, что я служу такой разменной монетой. И да, дико противно, что мой шеф, доктор наук, по сути, продал своё научное руководство академику. И да, мне дико интересно, мой второй научник вообще в курсе этой интереснейшей истории? 

И в итоге мне выплатят те же деньги, которые я должен был получить как молодой учёный, но, сообразно словам моего шефа, их отдали академику – чтобы она «купила» себе диплом. Зато профита у всех полные штаны. 

Ах да, академик ещё мне сделала выговоры за (1) то, что я не хочу идти в аспирантуру ГЕОХИ (за ~7000 рублей в месяц) и (2) за то, что я уже живу полусемейной жизнью. Типа, не в деньгах счастье и не в производственных конторах (интересно, как это оценил человек, который, насколько мне известно, в отличие от меня, никогда не работал в них), а в идеалах НАУКИ. Пусть и посмертно. Да, и семью не надо заводить до лет тридцати – рано ещё, надо сначала погулять (на 7 000 рублей в месяц, да), поработать на академиков.

Ах да, ещё дико противно, что академик РАН покупает (!), по сути-то дела, магистерский диплом в свой отчёт. А вы про каких-то подростков в переходах. Детский сад, ей-богу! 

Противно и мерзко, какие нынче "учёные".

3 комментария:

  1. Это получается чего-то вроде того как с 10-20 студентов да по паре тысяч...
    От себя могу добавить, что идеалы это конечно неплохо, но только тогда, когда есть на что жить.

    ОтветитьУдалить
  2. Комичности ради, а может и здравого смысла, я бы сказал, что тебя не продали, а разворовали.

    ОтветитьУдалить