понедельник, 25 февраля 2013 г.

Израиль и Иордания: пустынная медь.

В поездку на несколько дней в Израиль и Иорданию меня затащил друг, которому надо было съездить на лечение, и который очень не хотел ехать один в другую страну. В итоге, помимо собственно лечения, в программу вошли национальный парк Тимна, пешерный город Петра, крепость Масада, Мёртвое море и Иерусалим.

Вечер вылета. Приезжаем в аэропорт и вскоре уже вылетаем. В самолёте выясняется, поскольку я не подтвердил за сутки свою вегетарианскую еду ещё раз, мне могут выдать только кошерную. Приходится согласиться. Вообще, крайне печалит это правило у Аэрофлота и Трансаэро.

"Кошерными считаются только герметично упакованные порции с печатями"
Через несколько часов мы уже в аэропорту Бен Гурион. После досмотра и довольно долгих расспросов у стойки паспортного контроля мы выходим в зал ожидания. Штампы в паспорт здесь не ставят, выдавая карточку, чтобы не закрывать въезд в некоторые арабские страны. Сейчас час ночи, и мы сидим в аэропорту. После долгого обсуждения мы решаем доехать до Тель Авива, и после прогулки по ночному городу сесть на автобус до Эйлата.
Многоуровневый аэропорт. С -1 этажа ходят поезда, с 0 - таксисты, а со второго - автобусы.
 Тёсаный камень с фауной в облицовке аэропорта.

Часть I. Тель Авив и дорога к Эйлату.
На трёхчасовом поезде доезжаем до Тель Авива.

От вокзала идём к морю по пустынным улицам, вдоль которых растут пальмы. Между ними летают многочисленные летучие мыши. Размах их крыльев впечатляет - сантиметров 30-40.
Что очень чувствуется - так это специфический, морской и пряный, запах воздуха.

Вскоре мы выходим к Средиземному морю. Оно неспокойно шумит в ночной темноте. Видны только белые пенистые гребни волн. Пройдя немного южнее, подходим к стоянке яхт. В ночной тьме виден танец мачт. Тихо шелестя и поскрипывая, они мерно переваливаются с боку на бок.

Что, кстати, весьма радует, так это наличие на пляжах бесплатных открытых туалетов с бумагой.

Так мы совсем скоро выходим к автобусной станции, где садимся на пятичасовой автобус до Эйлата. Дорога идёт через пустыню. Единственное разнообразие пейзажа из горок и каньонов - редкие невысокие деревца.

А вот так выглядят местные военнослужащие. Служат в Израиле все, мужчины по 3 года, женщины по 2. Но сама служба при этом идёт с минимальным отрывом от дома и гражданской жизни. Одиночные солдаты и небольшие группы тут очень часто попадаются и на улицах, и в магазинах, и в транспорте. Оружие, кстати, у них заряженное.

Часть II. Эйлат. Национальный парк Тимна.
В середине дня мы приезжаем в Эйлат. Мы остановились в Classic Inn - самой дешёвой гостинице. К номеру прилагаются холодильник, СВЧ-печь, раковина. На сайте анонсирован WiFi, который де факто есть, но подключиться к нему практически невозможно из-за некорректной настройки.

Кошек в Израиле вообще много
Вид из гостиницы в сторону Иордании.
Спуск к Красному морю
Красноморский пляж и беспы.
Есть тут и разводные мосты, прямо как Петербурге
Гавань
На задворках Эйлата
А ещё в Эйлате растут такие потрясающе красивые деревья
Февраль. Время цвести и пахнуть
Магазин семок. Чёткие ребята должны оценить! Это вам не бабушка со стаканчиком.
Типичная Израильская гражданская архитектура. На крышах много баков для нагрева воды

И сегодня, в шаббат, мы начинаем свой путь в парк Тимна. Поскольку с автобусами были проблемы, мы решили поехать автостопом (втроём). Берут довольно плохо: как нам позднее разъяснили, тут автостопщики обычно пишут плакатик с указанием цели поездки. Тем не менее, за часа 3 мы доезжаем до парка (около 30 км). По пути мы сделали досадную ошибку, свернув на поворот раньше, который вёл к горно-добывающей фабрике с другой стороны от парка.

В отсыпке шоссе я нахожу неплохой кусок эйлатского камня диаметром в несколько сантиметров. В парке Тимна на земле в избытке валяются мелкие кусочки эйлатского камня - тех самых агрегатов гипергенных минералов меди. Набрать сантиметровых кусочков можно просто пройдясь по пешеходным тропам. Но, следует отметить, есть информация, что собирать его нельзя, можно только покупать...
А вот это вот - водомерные рейки в понижениях местности. В сезон дождей тут бывают бурные речные потоки.

А вот тут обращу внимание читателя на заботу о лесе. Обратите внимание, что все кустики окопаны со всех сторон, но не срублены:

В кассе мы покупаем билеты. Поскольку у нас нет машины, они выходят всего 13 шекелей (100 рублей) с человека. Как выяснилось на следующий день, билеты действуют три дня - как раз необходимое время на спокойное и медленное гуляние по всему парку.

Февраль, сезон дождей!
Всё цветёт весной!
Ну или почти всё цветёт.
С цветочками проблематично
Вот так тут маркируются туристические тропы - через каждые 30-50 м.

А вот это - местная достопримечательность, каменный гриб. Он образовался при разрушении фрагмента пласта прочных пород, залегающих на менее прочных. Из-за ветра и воды рыхлый нижний пласт разрушался несколько быстрее.

А вот здесь, если присмотреться, можно увидеть какую-то местную вариацию на тему куропаток.
Формы выветривания

Из парка открывается вид на долину реки Иордан. Она протекает по рифтовой долине - границе между двумя литосферными плитами. С запада и с востока её окружают горы. В этой долине находятся два моря - Красное и Мёртвое, на которое мы поедем через пару дней.

Иорданские горы

А вот этими заборчиками окружены стволы ископаемых деревьев. Со временем древесина заместилась минералами, потому они и сохранились до наших дней. Обломки их валяются в большом количестве вокруг.

А вот это - выцветы малахита. Парк Тимна - это месторождение меди, которое разрабатывалось ещё со времён египтян. Соли меди растворяются в дождевых водах, которые потом за счёт капиллярных эффектов поднимаются вверх к поверхности земли. При их высыхании откладывается тонкозернистый землистый малахит.

Ещё одна местная достопримечательность - арка.
Если внимательно присмотреться к скалам, то видно, что они сложены песчаниками. Песчинки в них совершенно разных цветов, как например на следующей фотографии с переслаиваниями жёлтого и фиолетового.
Песок тут бывает совсем разного цвета: чёрный, красный, коричневый, бежевый.

Некоторые примечательные горы снабжены лесенками для туристов.
Гордый пещерный голубь высматривает себе новую жертву
Лесенки в ущелье для туристов
Особо узкая туристическая щель
И почти отовсюду открываются виды на Иорданию
Одна из дырок в Израиле
После ползания по многочисленным лестницам можно оказаться на небольшой площадке, с которой, как всегда, открывается вид на Иорданию!
С горы совсем скоро попадаешь в каньоны

И так мы подходим к территории, на которой добывалась медь уже 6000 лет назад (во всяком случае, так утверждают на сайте парка http://www.parktimna.co.il/). Шахты тут сохранились со времён египтян. Это и есть знаменитые "копи царя Соломона".
Само месторождение меднопорфировое, медь связана с докембрийским комплексом магматических пород - интрузивом гранитоидов (которые образуют центральную гору в парке) и сопутствующих даек. В кембрии медь вымывалась и переоткладывалась в осадочных породах - доломитах, песчаниках и сланцах. В зависимости от химического состава и активности кислорода образовывались разные минералы - от сульфидов до гидрокарбонатов (подробнее см. [Asael et al., 2007]).
Вот это - инструменты, которыми добывалась руда:
А вот это - шахта. Шириной она с человека, который спускался враспорку, упираясь в ступеньки на противопожных сторонах (видны на снимке) ногами и руками.
И вот этот зал - тоже выработка. Человек тут может только видеть на корточках.
А вот это - рудные прослои.
 В некоторые выработки можно спуститься
Штольни
Чем-то напоминает замочную скважину

А вот это - замечательный пример разлома.
Красный каньон

Уже начинало темнеть, и мы пошли к выходу из парка. Когда мы выходим на основную дорогу, уже совсем стемнело, и над нами открывается звёздное небо. Вид на звёзды здесь соврешенно потрясающий.
Нас предстоит пройти несколько километров до трассы. Она виднеется вдали тонкой полоской рыжих огней. После 30 с лишним километров, уже пройденных за сегодня, идти тяжело. Кажется, что дорога к этим огням у горизонта бесконечная.
Доходим до трассы. Машин очень мало и нас не берут. Спустя где-то час мы только садимся и едем в Эйлат.

На следующее утро мы сначала идём к пляжу - надо договориться насчёт экскурсии в Петру.
На берегу заходим в неплохой ресторанчик и заказываем "израильский завтрак", весьма полноценный по нашим меркам. Пока мы сидим, с улицы начинается пьяный матерный ор в лучших традициях наших бомжей (даже без акцента), который продолжается несколько минут, пока сия личность не покидает пределы звуковой локации. Стыдно очень за "сограждан", с учётом того, что значительная часть израильтян русский понимают. Кстати, это был единственный ор, который мы в принципе слышали за всё время пребывания в Израиле и Иордании.

Олива
И ещё немного Красного моря
У берега снуют многочисленные рыбки

Прямо над пляжем регулярно заходят на посадку самолёты
Местные попугаи

Наконец мы дожидаемся открытия агенства и берём путёвки в Петру. В следующей части я расскажу подробнее о ценах и услугах. Сейчас же мы возвращаемся в Тимну - нам осталось посмотреть ещё половину парка. Но сегодня мы едем туда на автобусе - вчерашний автостоп повторять не хочется.

Потрясающие конуса выноса
Пальмовые рощи на ирригированных территориях
Совсем скоро мы уже в Тимне. Проходим по вчерашним билетам и встречаемся с ещё одним представителем местной фауны - синайской агамой.
Вот они, цветы израилевы!
Вид на северную часть парка Тимна
Обратите внимание на долину - на ней, видимо, остались следы водных потоков.

Сегодня мы идём через гору Тимна на южную сторону парка по национальной тропе Израиля. Так как сейчас февраль, то довольно холодно - всего 27C тепла на солнце. Летом тут в тени более 40.

Меандра (изгиб) временного водного потока. Виден крутой подмываемый берег и отмель с противоположной стороны
Февраль. Бабочки и зелень.
Даечка базальтов.
Национальная израильская тропа подразумевает некоторую физическую подготовку
Вдоль тропы расставлены щиты с внятной и доступной геологической справкой.
На вершине горы Тимна сохранились осадочные породы. Очередной грибочек.
Ещё немного будущих разноцветных песков
Спуск по куруму
Наконец уже вечером мы выходим к озеру в южной части. Больше воды тут нет.
Кстати, особо отмечу, что питьевая вода в оазисе бесплатная (это несмотря на 30-ти градусную жару зимой). Не спекулируют, однако. Это вам не Москва и центральные регионы России летом 2010-го года.
Горы Иордании, через которые мы поедем уже завтра.
А это - развалины храма богини Хатор, которой поклонялись египетские горняки
А вот столбы Соломона

Выходим на обратную дорогу мы уже затемно. И снова мы идём к бесконечно далёким огонькам трассы, которые, кажется, совсем не приближаются.
На автобусной остановке мы сразу ловим такси. Кстати, возят они тут очень демократично - цена на такси всего на 4 шекеля (32 рубля) дороже цены на автобусные билеты. Это притом, что бензин тут стоит более 64 рублей за литр.

Деньги тут берегут
Ночной Эйлат

Часть III. Иордания. Петра.
Вчера мы купили путёвки в Петру. Продают их тут в большинстве крупных отелей. Действует несколько фирм, которые возят по фиксированной цене. Они довозят до границы между Израилем и Иорданией, где туристов забирают Иорданские фирмы.
Цена удовольствия - дорогой билет в Петру, ощутимые пограничные сборы и 60 долларов, которые берёт себе фирма. В эти $60 включена дорога, русскоговорящий гид, обед со шведским столом в ресторане.
Сегодня мы стартуем в 7 утра - нас забирают прямо от отеля.
Вскоре мы уже на границе. На израильской стороне нам выдают вкладыши со штампами, чтобы не ставить печать в паспорт.
После прохода границы мы попадаем в Иорданию. Сразу обращает на себя внимание большое количество портретов местного руководства.
После некоторой задержки нас наконец рассаживают по машинам и везут в Петру.
 На переднем плане - иорданская Акаба. На заднем - израильский Эйлат.
Дороги в Иордании очень хорошие (как, впрочем, и в Израиле). А ещё тут есть дайки!

По дороге гид рассказывает о том, как же прекрасно жить в Иордании. Что и образование бесплатное, и высокие технологии король развивает, и очень низкий уровень преступности, и высокая мораль в обществе, и так далее. Король, кстати, - сын гражданки Великобритании, которая его и воспитывала. Что странно, никто не говорит тут о тлетворном влиянии Запада, наоборот, политика страны нацелена на него. При этом, кстати, он активно апеллировал к позициям страны в международных рейтингах. Сам гид, к слову, учился и жил в Ленинграде несколько лет, и по-русски говорит превосходно - и с падежами, и со склонениями, получше некоторых представителей российской молодёжи. Как он гордо говорит: "вот у нас в стране у умеренный ислам. Вы не мусульмане, но, тем не менее, я могу с вами говорить!".
Со своей стороны отмечу, что, во-первых, очень много мусора вдоль трасс. Обочина сверкает мозаикой битого стекла на солнце. Ещё один вопрос появился, глядя на женщин в строгом чёрном хиджабе - какого им тут жить, если мы сейчас в лёгкой одежде на солнце перегреваемся за час. И, кстати, судя по обрывочному диалогу, женщинам проблематично выехать из страны "по собственному желанию" - на учёбу, на работу и прочее. Так что такое вот двойственное впечатление.
Пока мы едем вдоль трассы, постоянно попадаются бедуины с верблюдами. Очень типичная сцена: сидит пара-тройка бедуинов посреди пустыни (кстати, в светлом, ср. с женщинами), рядом пасётся несколько верблюдов. Король Иордании ведёт активную политику по переселению их в дома, предоставляя бесплатное жильё. От себя скажу, что самое главное, чтобы это не привело к таким печальным последствиям, как политика в царское и советское время по отношению к малым народам.

Скоро дорога наша забирается в гору, и перед нами открываются красивейшие виды. Потрясающее зрелище гряд тёмных гор, выступающих из синевы далей.

Как вы видите, тут есть снег. Вообще, снег даже в горах выпадает в Иордании не каждый год, так что нам весьма повезло. Этот выпал совсем недавно, завалив дороги, которые пришлось расчищать. А я-то по дороге удивлялся, что это столько луж в стране, где вода - это главный дефицит.

Ещё немного снегов
В одном из магазинов для туристов.
Здесь тоже когда-то ходили библейские персонажи.
Строгий хиджаб тут носят далеко не все.
А вот это - Петра. Дома на переднем плане - это как раз дома для оседающих бедуинов.

В Иорданию можно смело ехать за бирюзой. Продаётся она тут в несколько раз дешевле, чем в России, при этом это не крашеный камень и не пластмасса, которую нередко пытаются у нас подсунуть.
Собирают её тут бедуины в пустынях и продают в магазины. С ценой, которую назначают продавцы, соглашаться не надо - если поторговаться, сделают скидку процентов на 25.
 Вот так выглядит настоящая бирюза

Курение кальяна на улицах тут тоже популярно
Это уже дорога в Петру
Гид готов почти бесконечно рассказывать об особенностях архитектуры
А вот это - благовония. Амбра кусками, мирра (красная), сандал (в маленькой банке справа)
Вот так начинается ущелье длиной в несколько километров, которое ведёт к центральной части Петры. Слева чуть ниже высоты человеческого роста можно увидеть древний водопровод.
В какой-то момент борта ущелья становятся невероятно высокими.
Кстати, эту бетонку строили швейцарцы, выиграв конкурс.
Причудливая игра света и тени

А вот это - типичная иорданская кошка. Русские женщины жалели "бедную кошечку, которая не может спуститься с отвесной скалы", пока кошка быстренько не спустилась сама и не побежала к нам попрошайничать. Кстати, бездомные кошки в Израиле и Иордании рыжие, поскольку кошек остальных цветов берут домой на счастье. Правда, судя по внешнему виду, свободные кошки не сильно страдают от отсутствия хозяев.
 Самое широкое место каньона.
Гробница, ставшая визитной карточкой Петры.
Судя по старым фотографиям, она была в значительной мере отреставрирована.
Кстати, обратите внимание на цепочки углублений справа и слева - это лестницы строителей.

Ну очень понтовый военный
Туристы? Пойду поем.
Потрясающие цвета песчаников, не правда ли?

А ещё тут в магазинчике при входе в ущелье, который, кстати, был организован по указу Королевы, туристам бесплатно подают очень вкусный травяной чай. В магазинчике продают кучу сувениров, которые, опять же, под королевским надзором,делаются "под старину".
Возвращаемся назад. Из Иордании нас выпускают просто - только лишь поставив штамп в центр чистой страницы паспорта (да, не надо так делать, гасить разворот - очень плохо). На изральской границе нас досматривают немного интенсивнее. Поскольку тут ещё не обзавелись карточками, то нам ставят штампы в паспорта, закрыв посещение Саудовской Аравии, Ирана и пары других стран...
Экскурсия просто потрясающая! Очень рекомендую! Один из редких случаев, когда очень приятно послушать гида!

Часть IV. Крепость Масада и Мёртвое море.
Сегодня мы едем из Эйлата в Иерусалим. По пути мы заезжаем в крепость Масада, известную тем, что именно в ней был последний очаг сопротивления иудеев две тысячи лет назад войскам римлян.

Залив Мёртвого моря.

По пути мы проезжаем соляные разработки. Запоминается немаленькая фабрика по производству магния, прямо вдоль которой тянется дорога.
Автобус подвозит прямо к началу подъёма к крепости. Можно подниматься пешком по змеиной тропе, которая тянется узким серпантином, поднимаясь в гору на 350 м., а можно воспользоваться фуникулёром.
 Вот здесь вы бы могли увидеть мышку (тушканчика etc), если бы это существо не перемещалось на фантастической скорости.
А здесь вы видите семейную пару тристрамовых длиннохвостых скворцов, опознаваемым по ярко-жёлтым краям крыльев у самцов.
Змеиная тропа
Один из немногих представителей флоры
Фуникулёрная станция
Остатки крепости Масада. Честно скажу, впечатляет не особо.
Вид на Мёртвое море
Колумбарий
Много тут и таких воронов.
А вот это вид изнутри крепостного водохранилища. Немало воды могло тут поместиться...
Обратите внимание на тонкую чёрную линию реконструированного. Тут не осталось почти ничего от крепости...
Хотя местами сохрались неплохие мозаики.
Общий вид крепости

От крепости мы спускаемся на автобусную остановку и едем к Мёртвому морю.
Валуны тут покрыты толстым слоем соли, которая не растворяется в воде.
Рекомендую посмотреть мою заметку про соляную гальку: галька из соли.
Вода сама слегка вязкая по ощущениям. Даже рябь на ней какая-то ленивая. Не рекомендую повторять моей ошибки и нырять в Мёртвом море - это саморазвитие через боль в чистом виде!

Ну очень харизматичный товарищ
Соляные берега Мёртвого моря

Часть V. Иерусалим.
Уже вечером мы приезжаем в Иерусалим. Идём к нашей гостинице.